Северная панорама



Владимир Путин сел за штурвал дельтаплана, чтобы помочь орнитологам в их эксперименте


Проект "Полёт надежды" направлен на спасение редкого вида журавля - стерха, находящегося под угрозой исчезновения. Главная задача - подготовить молодых птиц к длительному перелёту по безопасным маршрутам. Для этого Президент сел за штурвал мотодельтаплана.
Первый канал.



Стерх - белый журавль, гнездящийся на севере Западной Сибири, входит в число наиболее угрожаемых видов птиц мировой фауны. Он занесен в Красную книгу России и Красные книги многих субъектов Российской Федерации, списки особо охраняемых видов более 10 стран ближнего и дальнего зарубежья. Учитывая, что стерх гнездится только в нашей стране, именно на Российскую Федерацию ложится главная ответственность за его сохранение.

В настоящее время в пределах Западной Сибири насчитывается около 20 особей стерха и существует реальная угроза полного исчезновения популяции.
Разработана программа спасения белого журавля, основное место в которой занимает интродукция в природу птенцов, выращенных в неволе и подготовленных к выпуску по специальной методике. Очень важным для птенцов журавлей является обучение технике и тактике полета на дальние дистанции и освоение миграционных путей. Дикие птенцы получают эти навыки, следуя за родителями на зимовку, после чего они в состоянии проделать обратный путь самостоятельно.


Отсутствие полноценной полетной и навигационной подготовки становится главным фактором, снижающим шансы интродуцированных птенцов на выживание. Для обучения птенцов журавлей заданным параметрам миграции использовали сверхлегкие летательные аппараты - мотодельтапланы. Суть метода заключается в том, что в результате подготовки выращенные в питомнике журавлята воспринимают мотодельтаплан в качестве лидера стаи и следуют за ним до места зимовки, совершая остановки для отдыха в предварительно выбранных подходящих местах. При такой схеме более 90% интродуцированных птенцов после зимовки самостоятельно возвращаются на место выпуска.
Учитывая беспрецедентные в мировой практике сложность и протяженность (5500 км) маршрута миграции, при возникновении форс-мажорных обстоятельств рассматривается вариант проводки с промежуточным финишем на юге Тюменской обл. При этом интродуцированных птенцов стерха предполагается внедрить в стаи диких серых журавлей, вместе с которыми они могли бы продолжить миграцию на зимовку.

Первый этап полета будет проходить вдоль поймы реки Обь и ее притока Иртыша до Тобольска, над непроходимыми болотами Западно-Сибирской низменности. Самый сложный этап перелета. Очень мало мест, пригодных для посадки, малонаселенные районы, отсутствие транспортных коммуникаций. Группа поддержки и технического обеспечения будет следовать на речном транспорте, на котором будут развернуты (размещены) радиостанция, мастерская, научное оборудование. Далее наземное обеспечение следует автотранспортом.




Водный маршрут

Автомобильный маршрут

Места остановок



Стерхи,имея длинные и широкие крылья (размах до 2,5м),- универсальные летуны. Они могут легко применять их как для активного машущего полета, так и для пассивного парения. При длительных перелетах, используя восходящие воздушные потоки, поднимаются на высоту нескольких километров, а потом парят со снижением в нужном направлении до следующего места, где опять ловят восходящие потоки и набирают высоту. Эта стратегия позволяет им без особого напряжения преодолевать значительные дистанции. Как нам удалось выяснить, при активном машущем полете они летят со скоростью 50-70 км/час, при этом путевая скорость может достигать до 120 км/час, и преодолевают расстояния до 700 км без посадки.
Фондом "Стерх" совместно с СКВ "Дельтаавия", при финансовой поддержке НГК "Итера", построен дельталет, соответствующий требованиям Проекта, для работы в сложных природных и ландшафтных условиях, для проводки специально выращенных и воспитанных групп журавлей-стерхов. Он может быть использован при авиаучетах животных, для осмотра газо-, нефтепроводов, обслуживания рыбаков и оленеводов и многих других прикладных задач.
В Проекте планируется участие не менее трех летательных аппаратов.

ОСНОВНЫЕ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

Российская Федерация:
• Фонд "СТЕРХ" Ямало-Ненецкого автономного округа -исполнительное агентство;
• Окский государственный природный биосферный заповедник;
• Всероссийский научно-исследовательский
институт охраны природы МПР РФ




Фонд "СТЕРХ":
629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, ул. Губкина, д. 13, к. 27.
E-mail:kunovat@mail.ru тел./факс:
(34922) 4-05-49, 3-55-74
Управляющий Фондом "Стерх"
Александр Михайлович Ермаков
(+34922) 6-20-44



Северная панорама
"Северная панорама". При использовании материалов
ссылка на "Северную панораму" обязательна.


Яндекс.Метрика